-неизвестно

 -я - фотограф

ћузыка в фотографи€х

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ann_Mizuko

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.04.2010
«аписей: 2966
 омментариев: 831
Ќаписано: 3904

∆ивописец уродства

ѕонедельник, 21 »юн€ 2010 г. 20:48 + в цитатник
 (407x481, 62Kb)
¬ —редние века было прин€то изображать порок уродливым и устрашающим, то есть таким, каков он на самом деле. Ќо нигде зло не было таким причудливым и ужасным, как на картинах »еронима Ѕосха.

ќ нидерландском художнике под псевдонимом »ероним Ѕосх, современнике Ћеонардо да ¬инчи, –афаэл€ и ћикеланджело, мы знаем совсем немного. «наем, что »ерон или »ером ван јкен (Jeroen van Aeken) - таково его насто€щее им€ - происходил из города ’ертогенбоса Ѕрабантского герцогства (территори€ современных Ќидерландов). ѕсевдоним Ѕосх, возможно, по€вилс€ от сокращени€ названи€ родного города. ћастер родилс€ около 1450 года в семье потомственного художника, хот€ ни одной картины этой династии не известно. ћожно предположить, что художественному мастерству он выучилс€ в семье. ћы знаем также, что около1481 года Ѕосх женилс€ на знатной и богатой јлейт √ойартс ван ден ћервене, веро€тно благодар€ этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. ≈ще известно, что художник вступил в Ѕратство Ѕогоматери - религиозное общество в ’ертогенбосе, состо€щее как из монахов, так и мир€н, занимающеес€ благотворительностью и просвещением. Ѕосх выполн€л заказы братства, например, написание алтар€ дл€ собора св€того »оанна. ¬ 1516 году художник скончалс€, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Ќам также известно, что Ѕосх был знаменит и почитаем. ѕосле смерти художника испанский король ‘илипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Ёскориале.

“ворчество Ѕосха загадочно. »спанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Ќекоторые исследователи усматривают вли€ние на Ѕосха алхимии и мистики, особенно »оганна –юйсбрука, фламандского мистика, прозванного ”дивительным или ¬еликолепным. ƒругие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. —овременные исследователи говор€т о Ѕосхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами.  оллеги-живописцы ценили его мастерство колорита. ‘илипп II видел в Ѕосхе моралиста, обличител€ пороков, и, например, распор€дилс€ хранить картину Ђ—емь смертных греховї в своей спальне в Ёскориале, чтобы размышл€ть на досуге о человеческой греховности. ћожно согласитьс€ с теми исследовател€ми, которые считают, что картины мастера так и останутс€ до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемус€, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, посто€нных угроз эпидемий и ожиданий —трашного —уда.

—атира - одна из сторон живописи Ѕосха. Ђ—емь смертных греховї считаетс€ почти самой ранней известной работой, хот€ сам художник свои произведени€ не датировал. —цены этой картины расположены по кругу, поэтому у исследователей возникло предположение, что она была настольной. ¬ центре композиции - ¬севид€щее божественное око, в зрачке которого расположена фигура ’риста. ѕод ней надпись: ЂЅерегись, берегись, Ѕог видит всеї. ƒалее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названи€ми: гнев, гордын€, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. ¬ыше и ниже круга цитаты из ¬торозакони€: Ђ»бо они народ, потер€вший рассудок, и нет в них смысла. ќ, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!ї (¬тор 32: 28-29) и Ђ» сказал: сокрою лице ћое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верностиї (¬тор 32:20). ¬ четырех углах картины изображены Ђчетыре последние вещиї: смерть, —трашный —уд, ад и Ќебесные ¬рата.

Ђ¬оз сенаї - другое сатирическое произведение Ѕосха, центральна€ часть алтар€, созданна€ как иллюстраци€ к голландской пословице Ђћир - это стог сена, и вс€кий стараетс€ ухватить с него, сколько можетї. ¬ середине композиции - воз, на его вершине восседают олицетворени€ пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины - гордын€ и демон с трубой - слава. “олпа, в которой можно различить и папу, и корол€, гонитс€ за возом, падает под колеса.

- ¬се гон€тс€ за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переход€щее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, - писал о картине испанский монах ’осе де —игенса, библиотекарь Ёскориала и ценитель Ѕосха.

»сследователи считают, что картина изображает тщету мирской суеты, жадную погоню за переход€щими ценност€ми. Ћева€ створка алтар€, частью которого €вл€етс€ Ђ¬оз сенаї, представл€ет собой картину преисподней. ѕоэтому воз, запр€женный нечистью, едет пр€мо в ад.

»ногда Ѕосх отходит аллегорий. Ќа картине ЂЌесение  рестаї - только лица: уродливые злослов€щих, клевещущих, бран€щих √оспода и скорбные лики ’риста и св€той ¬ероники. ѕо мнению де —игенсы, Ѕосх - единственный художник, осмелившийс€ изобразить человека таким, каков он внутри, в отличие от других, которые писали то, что снаружи.

 артины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Ѕосха. јд и демоны присутствуют у Ѕосха почти везде. јлтарь Ђ»скушени€ св€того јнтони€ї (преподобного јнтони€ ¬еликого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, лет€щими рыбами-корабл€ми, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.  ритики двадцатого века называли »еронима Ѕосха сумасшедшим. Ѕлагодар€ изображени€м геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище Ђпочетного профессора кошмаровї. ќни считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии. Ќасколько оправдана така€ трактовка живописи Ѕосха - спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствовани€ из литературных произведений.

Ќа самом загадочном и самом известном алтаре Ђ—ад земных наслажденийї три створки: на левой - рай, последние три дн€ творени€ мира; на центральной - сам —ад наслаждений; на правой - ад. —порна центральна€ часть. ћногие исследователи нашего времени называли ее естественной инстинктивной жизнью незадолго до грехопадени€: множество обнаженных фигур предаютс€ играм и любовным утехам, катаютс€ на невиданных животных, купаютс€ в пруду, поедают причудливые огромные плоды. ѕодкупает то, что это, пожалуй, единственна€ лирическа€, на первый взгл€д, композици€ Ѕосха, в ней нет ужасного, она выполнена в €сных и сочных тонах, залита м€гким светом. Ѕолее того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж ра€ из левой створки.

ќднако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выгл€дывают сова - символ искушени€ и обмана, удод - знак нечистоты, бабочка - олицетворение ветреного желани€, единорог - указание на смерть. ћистик »оганн –юйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Ћюди, напоминающие сову, ленивы и праздны, избегают дневного света, потому что они не хот€т знать, понимать и любить сущее. ”дод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. ≈го сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть при€тен люд€м и дл€ этого р€дитс€ в прекрасные перь€. ќдин из исследователей назвал Ђ—адї Ђотравленным раемї, следствием которого может быть только ад (права€ створка) .

—ущество с птичьей головой, сид€щее на высоком троне, поедающее грешников и испражн€ющеес€ ими в выгребную €му; человек, расп€тый на арфе; за€ц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, - это ад Ѕосха, где господствует хаос. ћотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинени€ Ђ¬идени€ “ундалаї, где беспечному рыцарю “ундалу при жизни довелось побывать в аду. ќсвещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнени€ на призрачность преисподней - ад реален. Ђ„удовища и подобные им персонажи Ѕосха €вл€ютс€ не порождением прихотливого воображени€, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. ќни отображают эту реальность как живое про€вление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложени€ї, - писал исследователь Ѕосха Ѕарнс, живший в двадцатом веке.

 акой ад изображал »ероним Ѕосх - свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? ћногие современные исследователи утверждают, что преисподн€€ в его произведени€х - это преисподн€€ его души. »зобража€ ее, художник от нее спасалс€. ј могло ли быть так, что, действительно, как писал ƒоминик Ћампсоний в 1572 году, ад показан ему? » кака€ душа могла бы выдержать такую тьму? » где могла найти спасение?

Ќекоторые считают, что Ѕосх, возможно, сам бо€лс€ своих творений. Ќекоторые думают, что он через страх пыталс€ внушить зрителю набожность. Ќекоторые говор€т, что тьма на его картинах победила свет. Ќо панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Ѕосх. ¬озможно, через мрак мастер пробивалс€ к —вету. ¬едь есть у него и прекрасные, солнечные изображени€ св€тых, и далеко за сценой с возом сена расстилаетс€ чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик ’риста.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку