-неизвестно

 -я - фотограф

ћузыка в фотографи€х

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ann_Mizuko

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.04.2010
«аписей: 2966
 омментариев: 831
Ќаписано: 3904

“рансцендентальна€ медитаци€: дорога в ад или лестница в небеса?

—реда, 19 ћа€ 2010 г. 02:59 + в цитатник
“рансцендента́льна€ медита́ци€ (сокр. “ћ; от лат. transcendens, род. падеж transcendentis Ч перешагивающий, выход€щий за пределы и лат. meditatio Ч размышление, обдумывание) Ч техника медитации, предоставленна€ миру ћахариши ћахеш …оги и основанна€ на повторении мантр; считаетс€ очень эффективной и простой в освоении техник. »значально этот термин означал: Ђћедитаци€, привод€ща€ в Дтрансцендентное состо€ние сознани€У или Ддхь€наУї. ¬последствии этот термин стал использоватьс€ ƒвижением ћахариши в качестве бренда, и право на его использовани€ стало даватьс€ по правилам франчайзинга.

—торонники “ћ утверждают, что регул€рна€ практика этой формы медитации положительно вли€ет на поведение, приносит пользу телу и разуму. ¬ р€де стран движение ћахариши считают тоталитарной сектой (деструктивным культом).

ѕоложительные эффекты “ћ
 ак утверждают поклонники “ћ, этот вид медитации имеет множество полезных эффектов, в частности:
релаксаци€ и освобождение от Ђстрессаї
достижение телесного здоровь€
достижение состо€ни€ энергичности и креативности
достижение душевного поко€ и счасть€

ѕоклонники трансцендентальной медитации иногда называют еЄ Ђгигиеной умаї. ¬ целом же, “ћ свойственны те же клинические эффекты, что и другим видам медитации. Ќаучные исследовани€ удостовер€ют, что “ћ действительно €вл€етс€ хорошим средством борьбы со стрессом.

Ќеполный список результатов регул€рной практики “ћ:
рост интеллектуальных и творческих способностей (когерентное функционирование мозга во врем€ практики “ћ), расширение понимани€ (осознани€), улучшение воспри€ти€, рост упор€доченности; снижение повышенного давлени€ крови, улучшение здоровь€, снижение беспокойности (за счЄт снижени€ уровн€ содержани€ в крови адреналина и кортизола), снижение числа госпитализаций, снижение количества посещений врача, уменьшение стрессов, замедление старени€ организма(при 2-х летней практике биологический возраст на 5 лет меньше), изменени€ в дыхании (успокоение, снижение потреблени€ кислорода на 20% (обнаружено американским физиологом  .”олессом)), глубокий отдых физиологии; рост продуктивности производительности), улучшение взаимоотношений с людьми, снижение употреблени€ наркотиков, рост самоактулизации и самоосознани€, увеличение спокойстви€ и взвешенности; улучшение качества жизни сообщества, снижение преступности, уменьшение количества насильственных смертей, снижение конфликтности.
–ежиссер ƒэвид Ћинч долгие годы практикует трансцендентальную медитацию, о вли€нии которой на свое творчество написал в книге "ѕоймать большую рыбу".

Ќегативные эффекты и критика “ћ
“ћ может вызвать психическое заболевание или, по крайней мере, проложить дорогу к началу психической болезни. ќтсутствие благопри€тных возможностей лечени€ от последствий опыта медитации и/или измененного воспри€ти€ действительности создает подход€щие услови€ дл€ патогенных про€влений.   этому добавл€етс€ повышенна€ болезненность и растуща€ беспомощность личности медитатора, котора€ может развитьс€ в полную деперсонализацию.
"„увство эйфории, возникающее в состо€нии медитации, заставл€ет человека снова и снова возвращатьс€ к нему. ¬ итоге медитативный наркоман постепенно истощает себ€, свой мозг, свою психику." - пишет »вакин ј.√.
¬ результате еЄ применени€ может развитьс€ депресси€
–аспространено мнение, что большинство распространителей “ћ €вл€ютс€ членами секты. “ехника ћахариши признана религиозной, поэтому ее преподавание запрещено в школах и колледжах —Ўј.

ќсновные техники
ѕрограмма Ђ“ћ-—идхиї
Ёто дополнительна€ практика, основанна€ на 3 главе Ђ…ога-сутрї ѕатанджали, включает в себ€ повторение коротких фраз (сутр) из вышеупом€нутого источника на родном €зыке с интервалом в 15 секунд чЄтное число раз. ћедитирующий как бы Ђкидаетї фразу и оставшеес€ врем€ Ђслушаетї еЄ Ђотзвукї внутри. —казав фразу таким образом 2 раза (4, 6 и т. д.), он переходит к следующей по списку.
ѕрограмма “ћ-—идхи выполн€ютс€ строго после выполнени€ “ћ, так как дл€ еЄ работы необходимо, чтобы человек уже пребывал в состо€нии расслабленной сосредоточенности без малейшего элемента самонасили€.
Ѕлок ЂѕолЄтовї
“ематическое продолжение программы “ћ-—идхи. „еловек повтор€ет с интервалом 15 секунд так называемую ЂполЄтную сутруї, вз€тую из того же источника. Ёта сутра оказывает на человека катарсическое действие. ¬нешне это действие может про€вл€тьс€ в виде так называемых Ђйогических полЄтовї, похожих на прыжки (1-€ стади€ полЄтов). Ќа нейрофизиологическом уровне характеризуетс€, так называемой, позитивной когеренцией мозга, т.е. при повышении физической активности во врем€ полЄтов повышаетс€ активность мозга.
—коль бы эффектно ни смотрелись прыжки в позе лотоса на метр в высоту (у отдельных особо талантливых индивидов), они не €вл€ютс€ об€зательным элементом выполнени€ программы ЂѕолЄтовї. √лавной ценностью этой программы, по за€влени€м последователей, €вл€етс€ еЄ способность к разр€дке большого количества вытесненных бессознательных импульсов за раз.

ѕродвинутые техники
“ак называемые продвинутые техники подразумевают расширение персональной мантры путЄм добавлени€ к ней в начале и в конце дополнительных звуков. ѕроцесс медитации при этом ничем кардинально не отличаетс€. ”тверждаетс€, что нова€ мантра позвол€ет человеку ещЄ больше расслабитьс€, достичь больших психических глубин и проработать скрытые там конфликты.

√рупповые медитации
“ак как основна€ работа в “ћ делаетс€ индивидуально дома утром и вечером, групповые медитации используютс€ по большей части в качестве средства поддержки, особенно на начальных этапах. ѕри этом благодар€ групповой динамике, человек может намного глубже войти в медитативное состо€ние. ј наличие возможности получать ответы инструктора на возникающие проблемы и вопросы, позвол€ет ему быстрее войти в курс дела и быстрее научитьс€ избегать Ђподводных камнейї.
Ќет чЄткого регламента проведени€ групповых медитаций.  аждый конкретный тренер может организовать их по своему опыту и желанию, или вообще с ними не св€зыватьс€.

Ётапы вовлечени€
1) ¬водна€ лекци€ Ќа свободной вводной лекции человек получает информацию о научных исследовани€х, посв€щЄнных трансцендентальной медитации, а также о ее положительном воздействии на различные области жизни Ч развитие умственного потенциала, здоровье отдельного человека и создание гармонии в обществе. Ћекци€ имеет информационно-мотивационный характер и дает человеку возможность пон€ть, что он получает в результате практики.
2) ÷еремони€ благодарности учител€м (Ђпуджаї) ”читель проводит церемонию благодарности учител€м, донЄсшим до нас это учение. “радиционно она читаетс€ на санскрите и сопровождаетс€ ведической атрибутикой Ч ароматическими палочками, цветами и т. п.. ¬ыполнение данной церемонии нужно не столько обучающимс€, сколько учителю “ћ. ќна позвол€ет ему передать технику в целостности, соблюда€ многовековую традицию.
Ћюди, не чуждающиес€ индуизма, часто наход€т церемонию пуджи красивой и духовной. ѕодозрительные люди часто вид€т в ней что-то негативное.
3) ѕодбор мантры ќфициально за€вл€етс€, что мантра подбираетс€ инструктором индивидуально так, чтобы она способствовала максимальному расслаблению и отдыху конкретного человека. ћахариши утверждает, что используемые в “ћ мантры рассчитаны на Ђмир€нї, то есть обычных людей, и не направлены на получение каких-либо мистических способностей.
“радиционно не рекомендуетс€ рассказывать никому свою мантру. ѕоследователи объ€сн€ют такое требование разделением внутреннего мира и внешнего Ч мантра принадлежит внутреннему и не должна выходить вовне. ѕрактика подтверждает правильность такого умалчивани€.
ћахариши, будучи физиком, адаптировал мантры под современные услови€, заменив их на гармонические звукосочетани€, вз€тые из –иг-веды Ч так называемые бижда-мантры. Ёто дает учител€м “ћ основание отрицать их сакральный смысл и утверждать, что практика “ћ не €вл€етс€ религиозной, а потому подходит дл€ людей всех вероисповеданий.
4) —амосто€тельное выполнение практики ѕолучив свою мантру, человек некоторое врем€ привыкает к ней.
ѕосле окончани€, даЄтс€ дополнительный инструктаж, и человек отправл€етс€ практиковать самосто€тельно.
5) ќтветы на задаваемые вопросы ѕоскольку в процессе медитации у новичка закономерно возникают вопросы, и поскольку практически все люди допускают поначалу одни и те же ошибки, следующие несколько встреч посв€щены про€снению сути происход€щего в медитации и ответам на вопросы.

“ехника “ћ
∆елательно заниматьс€ в тихой спокойной обстановке. ѕосле приЄма пищи должно пройти достаточно времени, не менее часа. “ћ занимаютс€ в любой позе, котора€ удобна, единственное условие Ч голова не должна ничего касатьс€, дабы не спровоцировать засыпание. ѕо той же причине желательно заниматьс€ при включенном свете.
ћантру повтор€ют мысленно через короткие промежутки времени. ќб€зательным условием выполнени€ техники €вл€етс€ абсолютный минимум самопринуждени€ Ч то есть, возвращение к повторению мантры в случае, если человек отвлЄкс€, должно быть столь же естественным, как возвращение к отложенной мысли. »з этого же требовани€ следует, что временное Ђзабываниеї повтор€ть мантру, €вл€етс€ нормальной рабочей ситуацией.
ѕродолжительность медитации в обычном режиме составл€ет 20 минут утром и 20 вечером. ∆елающие усилить эффект от медитации, дополн€ют еЄ комплексом асан (статических поз), прана€мой (простой дыхательной техникой), исследованием пульса (по методике јюрведы) и прослушиванием определЄнной гармонизирующей музыки Ђ√андхарва-ведаї, а также слушанием гимнов Ђ–иг-ведыї и Ђ—ама-ведыї.
ѕри медитации человек циклично проходит через 2 следующие стадии:
√лубокий отдых. Ќа этом этапе человек всЄ осознает очень €сно, чувствует себ€ спокойно, и после практики встаЄт отдохнувший и полный сил. — этой стадии обучение обычно начинаетс€, и она периодически повтор€етс€.
ѕоток мыслей и образов. Ќа этом этапе человек во врем€ практики оказываетс€ захвачен сильным потоком ощущений, мыслей, образов, воспоминани€ми о недоделанных делах и т.п.

ѕротивопоказани€
ѕоскольку эта практика принадлежит йоговской традиции, то противопоказани€ к самосто€тельному еЄ выполнению те же самые, что и при зан€тии йогой:
психоклинические диагнозы;
пограничное состо€ние сознани€;
страх выполнени€ практики (кроме того, дл€ европейца камнем преткновени€ при выполнении практики может оказатьс€ наделение мантр смыслом или субъективное переживание религиозного конфликта);
низкий интеллектуальный уровень; поскольку “ћ €вл€етс€ практикой, выполн€емой самосто€тельно, медитирующий должен понимать, куда следует направл€ть усили€, а куда нет, а также иметь навык рефлексии.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку